В Кыргызстане растут цены на автомобильное топливо

В Кыргызстане растут цены на автомобильное топливо

За последний месяц цена увеличилась на 14 процентов. Эксперты прогнозируют дальнейший рост, а правительство вводит запрет на экспорт нефтепродуктов. Подробности выясняли наши корреспондеты.

05 мар 10:30

Бишкек, 5 марта 2021.

Утро в компании по экспресс-доставке начинается с выдачи посылок курьерам. HR-менеджер, помощник руководителя компании экспресс-доставки Дильбар Алиева рассказывает, что ежедневно в разные части города и регионы выезжает до 15-ти машин. Маршрут каждой от 50 до 700 километров, это десятки литров бензина. Цена на топливо растет, прибыль падает.

«В настоящее время мы не можем поднимать тарифы, чтобы не терять клиентов. Единственный выход - минимизировать расходы на топливо. Для этого мы оптимизируем маршрут курьеров. Сокращать персонал мы не планируем и пытаемся оптимистично смотреть в будущее».

Эксперты называют несколько причин повышения стоимости бензина. Девальвация сома по отношению к доллару, рост мировой цены на нефть, и снижение объемов производства у основного поставщика – российских нефтеперерабатывающих заводов. Как следствие - рост отпускных цен отмечает исполнительный директор Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана Канат Эшатов.

«С начала года отпускные цены выросли на 67% по бензиновой группе. Если в начале года мы покупали бензин по 300 долларов за тонну, то сегодня за 500. Отпускные цены в марте будут увеличиваться, поэтому до конца месяца топливо прибавит в цене. При нынешних отпускных ценах возможен рост стоимости на 20%», - подчеркнул Эшатов.

Перестал поставлять топливо и Казахстан. Согласно договоренности, продает только, когда есть излишки. Острую нехватку бензина ощутили в Баткенской области. В городе Исфана многие заправки просто закрылись. А к тем, кто еще мог заполнять баки топливом - выстраивались очереди из сотен машин. Пока цена на топливо не критична - говорят в правительстве.  В прошлом году стоимость упала, а сейчас снова поднялась. Руководитель межрегионального главного управления Министерства экономики и финансов Кыргызстана Зайнидин Жумалиев заявил, что принимаемые меры, может, цены и не снизят, но с дефицитом справиться помогут.

СНХ: Зайнидин Жумалиев Руководитель межрегионального главного управления Министерства Экономики и Финансов Кыргызстана

«Сейчас стоимость бензина вернулась к уровню марта прошлого года. Дороже всего в Баткенской области, но это из-за отдаленности и стоимости транспортировки в этот район. Распоряжением премьер-министра был введен временный запрет на экспорт нефти и нефтепродуктов. Пока разрешено вывозить только мазут», - отметил Жумалиев.

Исполнительный директор Ассоциации нефтетрейдеров Канат Эшатов уверен, пока Кыргызстан практически полностью зависит от экспорта, но можно развивать и собственное производство.

«Необходимо заставить работать наши 9 нефтеперерабатывающих заводов. У нас есть достаточное количество разведанных запасов нефти, есть 244 скважины. Если это все запустить, то это покрыло хотя бы какой-то объем внутренней потребности», - добавил Эшатов.

Сейчас литр 92-го бензина в Бишкеке стоит 48 центов, солярка не на много дешевле - 46 центов. По всей стране начинаются весенне-полевые работы. Из-за пандемии многие фермеры и так ушли в минус, для проведения посевной приходится брать кредиты. Если цена на топливо продолжит расти, есть риск остаться без урожая.

Отметим, что потребность Кыргызстана в ГСМ составляет примерно в 1,1 млн тонн в год.



ДРУГИЕ НОВОСТИ ОБЩЕСТВА